129 дней за рулем Mazda6: организация ЮгМоторШоу и поездка в Грузию и Турцию
Наша Mazda6 и репликар Renault 40CV (воссозданный по чертежам краснодарским инженером Александром Сериковым и получивший Гран-при ЮгМоторШоу-2015 в номинации «Проект»). На таком автомобиле 100 лет назад ездил российский император Николай II
Кому-то посчастливилось пройти испытание Большой целью на суровом Севере. Нам повезло больше — на прочность нас проверяла Большая цель на знойном Юге. Ровно за 100 дней в Краснодаре нашей мини-команде (продюсер, администратор, журналист и автомобиль Mazda6) предстояло организовать грандиозный Фестиваль автотюнинга ЮгМоторШоу.
Бродяги знойного южного лета
Все началось 19 июня в Новосибирске, где мы получили от Drom.ru «русскую» Мазду в качестве штабного автомобиля по организации ЮгМоторШоу. Потом был перегон до Краснодара, по сути, в режиме нон-стоп: 4200 км за 64 часа (с единственным «пит-стопом» — экскурсией на Мамаев Курган). Об этом мы подробно рассказывали в предыдущем посте.
Это было только начало: за три месяца работы в Краснодаре на одометре прибавилось еще почти 13 тысяч километров. В будни автомобиль отправлялся в гости к кому-нибудь из будущих ключевых участников ЮМШ, в выходные — на многочисленные автомобильные события, опять же, разбросанные по всему югу России. В результате мы расчертили почти все ключевые трассы региона и побывали во всех крупных городах: от Ялты и Ростова-на-Дону до Сухуми и Нальчика.
Когда много и интенсивно перемещаешься, да еще по местам курортного паломничества, поневоле начинаешь анализировать, сравнивать и даже составлять собственные рейтинги. Любимым местечком нашей команды стал Абрау-Дюрсо, пасторальный поселок недалеко от Новороссийска, известный центр виноделия. Название почти родное для россиян — ведь здесь расположен самый известный завод шампанских вин (экскурсия с дегустацией — обязательный атрибут визита). Особый шарм поселку придает «альпийское» озеро Дюрсо в обрамлении суровых, почти таежных, холмов.
Буквально в 10 километрах от Абрау-Дюрсо есть дикие и довольно пустынные пляжи — редкость для черноморского побережья Кавказа. От приморского поселка Дюрсо надо уйти направо, проехать через казачий пост и двигаться по каменистой грунтовке в сторону заповедника Малый Утриш. Открывающиеся здесь пейзажи и атмосфера уединения компенсируют внедорожные сложности пути.
Холодильник тест-драйв
И все же главным делом этих трех месяцев стала подготовка ЮгМоторШоу. Работа столь напряженная, что первой перестала выдерживать оргтехника — телефоны, ноутбуки и принтеры выходили из строя с незавидной регулярностью. Периодически «ломались» и люди нашей небольшой команды, благо ненадолго, и реанимация не требовала больших усилий. И только «русская» Mazda не подвела ни разу.
Нюансы все же были. Во время проведения ЮгМоторШоу Мазде пришлось выполнять сразу три функции, о которых даже и не подозревали инженеры и идеологи в штаб-квартире в Хиросиме. Во-первых, она стояла на страже въездных ворот Фестиваля, защищая их от посягательств изменчивых в своем желании въехать-выехать участников ЮгМоторШоу. Во-вторых, была складом различной атрибутики ЮМШ, включая Гран-при. Третье, и, пожалуй, главное — помогла сберечь «оргов» от солнечных, тепловых ударов и прочего обезвоживания. Все два дня Фестиваля над Ареной Мега-Адыгея-Кубань сияло искреннее южное солнце, а температура в тени стабильно держалась в районе +30°С. Салон «русской Мазды» служил все эти дни холодильной (а при перепаде температур с +30 до +15 казалось даже, что морозильной) камерой. Достаточно было «нырнуть» туда на 5 минут, «замахнуть» литр-другой воды и можно дальше рулить буйным течением Фестиваля.
Половину пятницы, всю субботу и почти все воскресенье двигатель автомобиля работал в режиме холостого хода, а как иначе сохранить эффективность работы кондиционера? В той ситуации было не до замера расхода топлива на холостом ходу. Но путем несложных подсчетов можно вычислить, что он был в районе 1 литра/1 час. Хороший показатель для такого объема двигателя при том, что кондиционер работал в режиме максимального охлаждения. Правда, в итоге длительный холостой режим мотор не выдержал — на панели приборов вспыхнул «Check», и двигатель пришлось заглушить. Случилось это в воскресенье к вечеру, когда к закату катились и солнце, и Фестиваль. Когда же отгрохотали финальные аккорды ЮгМоторШоу, автомобиль завелся как ни в чем не бывало и про недавний «чек» больше не вспоминал.
Облучение, диагностика и лечение
Буквально на следующий день после ЮМШ Mazda была вознаграждена техобслуживанием. Только тут выяснилось, что в азарте организации Фестиваля автотюнинга мы просрочили график прохождения ТО, предыдущий драйвер делал его при пробеге 54,5 тыс. км, мы же доехали до дилера при показаниях одометра 77,5 тыс. км. Вместо плановых 15 000 км межсервисный пробег составил 23 тыс. И чего? Да ничего!
Скрупулезный осмотр с мастером выявил, что все системы и агрегаты в норме. Разве что немного выкипел электролит, в одной банке его оказалось меньше нормы.
Неудивительно, ведь все лето автомобиль эксплуатировался при температурах далеко за +30°С, зачастую простаивая в краснодарских пробках часами. Уровень моторного масла почти достиг отметки «Min», так как заливалось оно более 20 тыс. км. назад. Свечи в отличном состоянии (автомобиль заправляется исключительно 95-м бензином). Все параметры подвески — без единого отклонения. А вот тормозные колодки изношены — менять пришлось вкруговую. Вот они, последствия езды по кавказским серпантинам (а на них пришлась добрая треть из 24 тысяч пройденных за четыре месяца километров).
При этом тормозные диски — в рабочем состоянии.
Особых внешних повреждений нет. На подъемнике выяснилось, что немного поврежден передний теплоэкран.
«Юбки» бамперов буквально испещрены царапинами — последствия парковок у высоких для Mazda6 бордюров, но задние при этом пострадали меньше, чем передние.
Двигатель после мойки засиял как новенький.
Вместо плановых 7805 руб. ТО обошлось в 22 763 руб. Доплатить пришлось за комплект передних (5960 руб.) и задних колодок (4272 руб.), салонный (1033 руб.) и воздушный фильтр (1260 руб.). Последние могли бы еще послужить, но на чистоте собственного дыхания, равно как и на дыхании двигателя, решено было не экономить.
С покупкой у дилера украденной еще при перегоне Новосибирск — Краснодар передней эмблемы решили не связываться: 2880 руб. и две недели ожидания. Поискали было по местным магазинам: маздовских шильдиков много (300–850 руб.), да вот ни один не подошел по размерам. Решили отложить этот вопрос до Москвы.
Собственно, за исключением ТО и покупки полиса ОСАГО, никаких дополнительных трат за все четыре месяца эксплуатации не потребовалось. После жуликоватой ситуации с покупкой полиса ОСАГО в Адлере в фирме «Автогарант», где нас изящно развели на 4000 руб., мы юридически грамотно оформили претензию, приложили к ней все документы-квитанции и отправили в Роспотребнадзор. До сих пор из этой серьезной организации ни ответа ни привета.
Наперегонки с собственным автомобилем
Если в Якутии эксплуатация автомобиля считается самой экстремальной в России со знаком минус, то в Краснодаре — со знаком плюс. Мало того что в течение четырех месяцев температура в тени не опускается ниже 30 градусов (рекорд, отраженный на панели приборов — +44°С), так трафик в городе настолько вязкий, что ехать быстрее скорости пешехода в пиковые часы считаешь за удачу.
Летом город стоял из-за ремонта ключевых магистралей (строительство новых дорог не ведется, тогда как население стремительно прирастает, и, похоже, в обозримом будущем Краснодар встанет окончательно). В конце августа ремонт закончился, но тут вернулись отпускники и прочие курортники-дачники, и ситуация стала еще хуже. Вот вам пример из жизни. Ситуация за пару дней до ЮгМоторШоу. В 17.30 у меня заканчивается эфир на местном ТВ-канале «Кубань 24». В 19.00 — собрание участников в бизнес-центре. Оба здания — в центре города, расстояние меньше 7 км. Успеть удалось, только бросив машину и преодолев часть дистанции бегом. При этом никаких намеков на перегрев двигателя автомобиль не проявляет (правда, в отсутствии указателя температуры на приборной панели судить об этом можно только по косвенным признакам), а кондиционер работает эффективно в самых сложных условиях, причем прохлада идет практически сразу после старта.
Размер имеет значение
При длине 4,87 метра и недостаточной поворачиваемости колес, в тесном городском пространстве автомобиль создает неудобства в маневрировании. В узких краснодарских переулках иногда минутами приходится вращать рулем и юлить задом, чтобы выбраться из ловушки. Однажды был почти анекдотический случай. Девочка-«ботаник» (ну такие хамства на дорогах никогда не допускают из-за хорошего воспитания) запарковалась перпендикулярно, на некотором расстоянии от «хвоста» Mazda6. Но ровно так, что «выскочить» автомобилю не хватало буквально пары-тройки сантиметров. К моменту возвращения хозяйки «букашки» целый симпозиум из числа почитателей Дрома собрался. В общем, девушке было очень стыдно…
Труднее всего «шестерке» приходилось на горных дорогах — если на прямых трассах за рулем отдыхаешь, то на серпантинах приходится интенсивно работать (именно так) рулем, пытаясь вписать переднюю часть в очередной вираж и отлавливая виляющий «хвост». Хуже всего было на узких горных дорогах Крыма: к вечеру у меня ныли мышцы ног и рук, а на дисках колес после подобных ралли можно видеть вот такую абразивную взвесь.
Mazda6 больше по душе хорошие загородные трассы, благо на юге России таких много. Большая колесная база, настроенная на комфортное передвижение подвеска и опциональные 19-дюймовые диски на низкопрофильной резине — и вот уже автомобиль не просто едет, а стелется, едва не парит над дорогой. Но надо быть особо внимательным к стыкам и выбоинам на дороге, которые Мазда переносит довольно резко, с зубодробильным хуком по корпусу. Контролировать максимально допустимую скорость на столь комфортно настроенном седане при динамичной езде сложно: что на 90, что на 140 км/ч в салоне ощущения одинаковые. Лучше пользоваться круиз-контролем, иначе не заметишь, как стрелка спидометра уйдет к 130-150 км/ч, что в условиях засилья стационарных и передвижных камер обходится дороговато. При включенном круиз-контроле клавиша на руле позволяет регулировать скорость и подстраиваться под постоянно меняющийся темп потока. Три штрафа по 500 руб. за превышение скорости на 24 000 пройденных километра, при отсутствии в автомобиле радар-детектора, результат пусть и не отличный, но, учитывая постоянный цейтнот, в котором пришлось работать команде, вполне достойно-законопослушный.
Динамика 192-сильного седана со снаряженной массой 1,4 тонны имеет свою специфику. При резком ускорении автомобиль поначалу несколько задумчив, затем выстреливает, выдавая излишне агрессивный рык (что пугает нервных пассажиров), а потом может неожиданно поумерить пыл, переключившись на передачу вверх. При сложных обгонах (а на загруженных длинномерами дорогах европейской части России это обычная практика), чтобы полностью контролировать выполнение маневра, обычно просто фиксировалась третья передача: обгон проходил на излишне высоких тонах, но с гарантированно безопасным результатом.
Тут в очередной раз не избежать ремарки про специфику южного вождения. Такого в Сибири не увидишь: обгон в зоне слепой видимости или на крайне ограниченном участке, когда столкновение со встречным автомобилем кажется неминуемым, на юге обычное дело. Причем почти всегда смертельные выезды в лоб выполняются на маломощных и видавших виды вазовских моделях, у которых запас активной безопасности минимален. Сколько таких разъездов со смертью довелось видеть — десятки каждый раз при поездках на трассе, но ни разу это не приводило к каким-то последствиям. Запросто из-за какого-нибудь плетущегося грузовика может прямо в лоб вылететь «Лада Седан Баклажан», водитель которой, поравнявшись с тобой, еще и искренне удивляется, зачем этот парень на большой красной машине внезапно свернул и тормознулся на обочине.
Космическая навигация: политика и ошибка
Поначалу, при наличии Гармина, штатный GPS-навигатор (точнее, мультимедийная система) воспринимался просто как музыкальная установка. Но на каком-то этапе Garmin перестал подавать признаки жизни. Переход на штатный GPS получился «безболезненным» и был освоен интуитивно. Правда, как оказалось, идеально программное обеспечение от Tom-Tom знает только Москву, а в других городах, больших и малых, включая Крым (который относит к Украине) и Турцию, зная все улицы, часто не видит номера домов, так что искать адрес приходится по старинке: по номерным табличкам. Мелочь, а неприятно.
При ТО почему-то не предлагают обновить карты. В результате едва ли не самые большие проблемы в навигации возникли в олимпийском Сочи: таких развязок (построенных к Олимпиаде) я и в Америке не видел и, чтобы взять верный курс, приходилось напрячь все пространственное воображение. Но по большому счету, с нахождением точек назначения проблем не было ни разу.
Немного сложнее было в Грузии/Абхазии (опять же относимой картографами к Грузии): ни маздовский GPS, ни резервный картографический сервис телефона Nokia эти территории не видят вообще. Впрочем, и здесь выход нашелся: при наличии Wi-Fi предзагружали карту предстоящего маршрута из Google Maps в планшет. Голосовых подсказок и таких приятных сервисов, как определение расстояния и времени прибытия — здесь не будет, но цель достигается ровно с тем же эффектом, как и при стандартном GPS.
О важности соседства дежурных клавиш
Не могу не отдать должное широкому и мягкому заднему дивану Mazda6: не так часто нашей команде удавалось двигаться в «четыре руки», но при наличии двух водителей сзади можно было вполне комфортно отдыхать. Да и сиденье водителя — одно из самых удобных, что мне встречались. Несколько раз приходилось двигаться по 14-16, и даже 18 часов, без каких-то последствий для «опорно-двигательного аппарата», хотя в этом плане мой организм капризен.
Но есть у эргономистов Mazda и недоработка, причем из столь важного разряда, как безопасность: клавиши открытия лючка бензобака и капота расположены в «слепой» зоне под рулевой колонкой по соседству друг с другом. И если на заправке вначале «дернуть» не ту клавишу, а потом забыть «прихлопнуть» капот, недалеко и до большой неприятности. На скорости этот не вставший на замок массив железа так припечатает лобовое стекло с крышей, что как минимум попадешь на серьезный кузовной ремонт, а как максимум — случится трагедия.
Граница на замке. ДПС в засаде
Но хватит о «физике», а точнее, о потребительских качествах Mazda6. Поговорим о «лирике». Проехав пол-России от Новосибирска до Краснодара в режиме нон-стоп (4200 км за 64 часа) и безупречно отработав по подготовке и проведению ЮгМоторШоу, Mazda6 (собственно, как и экипаж) получила «увольнительную» все в том же темпе, в каком провела последние три месяца. Кто-то назовет это перегоном, кто-то активным образом жизни, мы же склонны считать это просто стилем жизни — ярким, насыщенным эмоциями и впечатлениями.
На все про все у нас было 25 дней, причем десять из них запланировали на пассивный отдых по системе «все включено». Маршрут на 7000 км: Краснодар — Грузия — Турция — Грузия — Москва (для дотошных Краснодар — Военно-Грузинская дорога — Батуми — Каппадокия — Аланья — Мерсин — Эрзерум — Тбилиси — Кахетия — Краснодар — Москва).
Краснодар после ЮМШ не отпускал, а сердце (подозреваю, и двигатель Mazda6) уже вовсю рвалось на волю, на «просторы больших рубежей». Мы 100 дней работали без выходных и на износ и, казалось, еще несколько часов и не выдержим цепких лап этого душного мегаполиса.
Более или менее расправившись с последними делами ЮМШ, стартовали только во второй половине дня, рассчитывая к полуночи пересечь единственный российско-грузинский переход в поселке Верхний Ларс, а заночевать уже на грузинской стороне в поселке Степанцминда (расстояние от Краснодара 690 км).
Но эта пятница, 2 октября, был не наш день (почти мистические неприятности сыпались с утра, но к теме этого повествования они отношения не имеют). Километров за 100 до границы попали под жесткую засаду кабардино-балкарского ДПС — нашу Mazda атаковали три бойца в камуфляже и с АК-74 наперевес. Причина: нарушение правил обгона на мостах, путепроводах и эстакадах. Место «хлебное»: никакой разметки на дороге не было (свежий асфальт), в кромешной южной темноте попробуй догадайся, что ты «на мосту и эстакаде», а знака «обгон запрещен» я просто не заметил (возможно, его перекрыл едва ползущий грузовик, обгон которого и стал причиной конфликта). Все могло закончиться затяжным пребыванием в Нальчике, лишением прав на 4-6 месяцев и крахом давно спланированной поездки. Но в результате далеко не дипломатических переговоров невоенный конфликт был исчерпан.
Очередь на КПП в Верхнем Ларсе в ночь со 2 на 3 октября. Путь в Грузию откроют в 4 утра
Но попасть в Грузию в эту ночь так и не удалось. Формально КПП в Верхнем Ларсе работает круглосуточно, но по разным причинам (опасность оползней, камнепадов и снежные заносы) периодически закрывается на ночь, а то и на несколько дней. Как таковой инфраструктуры здесь нет, так что ночевать пришлось в безымянном хостеле под излишне звонкую «колыбельную» из платного туалета за картонной стеной.
Ночь на этой кровати в безымянном хостеле прямо на российско-грузинской границе стоит 500 руб.
Лучше гор могут быть только горы Грузии
Военно-Грузинская дорога, переваливающая через Главный Кавказский хребет и идущая через узкое Дарьяльское ущелье, связывающая Владикавказ и Тбилиси, наверное, самый воспетый писателями, поэтами и художниками путь. Под впечатлением от нее творили Пушкин и Чехов, писал полотна Левитан и поэмы Лермонтов, но, наверное, больше всего Военно-Грузинская дорога запомнилась по книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (вспомните — «Киса и Ося здесь были» или про отца Федора, от страха при встрече с «конкурирующей организацией» забравшегося на уступ скалы: «Ночью он ревел так, что временами заглушал Терек, а утром сатанински хохотал над пробегавшими внизу автомобилями. Остаток дня он провел в созерцании гор и небесного светила. Ночью он увидел царицу Тамару. Царица прилетела к нему из своего замка и кокетливо сказала: «Заходили бы, сосед. В шестьдесят шесть поиграем! А?»). Кто не читал, наверняка видел замечательные комедии Леонида Гайдая и Марка Захарова.
Открывающиеся панорамы действительно восхищают, удивляют а иногда даже подавляют своим величием. Древние сторожевые башни над клубящимися ущельями завораживающей красоты, звучащие как песня дорожные указатели — Терек, Арагви, Кура. Наверное, это самый правильный путь в Грузию — то, что ты в «Стране для жизни», ощущаешь на уровне учащенного ритма сердца… Немного страшно — узкий серпантин, петля за петлей, едва угадывающаяся за туманом пропасть, от которой дорогу отделяют лишь коротенькие чумазые столбики по обочине.
Следы недавнего запустения еще чувствуются — из-за сложностей грузинско-российских отношений КПП в Верхнем Ларсе в 2006-2010 годах был закрыт. Жизнь вдоль дороги затихала. Но сейчас вновь расцветает. В местечке Гудаури возник современный горнолыжный курорт, построенный австрийскими компаниями. Вдоль дороги — совсем свежие симпатичные ресторанчики и мотели. Но самым красивым местом вот уже сотни лет является крепость Ананури у одноименного озера, история которой теряется в глубине столетий.
После Млетского спуска начинается типичная грузинская жизнь: размеренная и неторопливая, с бесконечной чередой лавочек с чурчхелой, вином и сыром.
Полиция и дороги как символ новой Грузии
Когда до Тбилиси оставалось 20 км, мы выехали на трассу E60 и взяли курс на Батуми — первую цель этой поездки. По главной трассе Грузии от Тбилиси до Батуми 380 км. Большая часть пути — типично советская тесная и щербатая дорога, петляющая через небольшие городки и совсем мелкие поселки. В плюсе то, что из окна автомобиля ты, как в стереокинотеатре, наблюдаешь повседневную жизнь грузин во всех ее проявлениях, вплоть до традиционных ритуалов. В минусе — средняя скорость передвижения не более 60 км/ч. Но примерно 100 км от Тбилиси — настоящий хайвей, сделанный по всем законам дорожного искусства и, как и многое в Грузии, по американским лекалам, включая большие Service Area по обочинам. Реконструкция трассы, как и некоторые другие масштабные проекты в Грузии, была начата харизматичным прежним лидером страны Михаилом Саакашвили, отношение к которому в стране неоднозначное — от почитания до проклятий в спину. Саакашвили из Грузии ушел (и, судя по всему, навсегда), но дело его живет: строительство хайвэя продолжается, в обозримом будущем три главных города Грузии (Тбилиси, Кутаиси и Батуми) будут соединены современной транспортной коммуникацией.
Одна из легендарных реформ Саакашвили — одномоментная ликвидация в 2004 году прежней полиции. За один день были уволены 30 тысяч сотрудников, почти весь личный состав. Новая структура строилась, опять же, по американскому образцу и с привлечением американских специалистов. Сегодня грузинская полиция считается одной из самых эффективных в мире и авторитетной в собственной стране (по опросам, полицейским доверяют 87% граждан). Полицейские машины повсеместно — они мониторят ситуацию методом патрулирования (разделения на криминальную и дорожную полицию нет). А в центре любого поселения стоит типовой стеклянный куб здания местного отделения полиции — как символ открытости и близости к людям органов правопорядка.
Здесь же, на трассе Е60, состоялось наше единственное знакомство с грузинским полицейским. Проезжавший параллельно патрульный автомобиль попросил остановиться, вышедший из него человек в форме, похожий на актера Левана Учанейшвили (Ларри из фильма «Олигарх») спросил, почему пассажир не пристегнут. С чего он это взял, было непонятно, и минут 10 ушло, чтобы доказать, что он не прав (в ход пошла даже международная пресс-карта), но 40 лари (1200 руб.) отстоять удалось.
В Грузии какой-то особый культ пристегивания ремнем безопасности, об этом напоминают даже заправщики, но в остальном правовое сознание, как у нас пару десятилетий назад: пересечение сплошной линии, многократное превышение скорости — не исключение, а обычный дорожный антураж. И это при том, что патрульных машин не просто много, а очень много.
Да что тут пить…
Какими бы интересными ни были достопримечательности Грузии, но для многих это страна винного туризма. Это можно рассказывать как анекдот, но когда в городке Кварели (известный винный регион Кахетия) я зашел прикупить вина, продавец мне безальтернативно выдал пятилитровую бутыль (в таких у нас питьевую воду продают).
— А чего-то поменьше у вас нет?
— Для дорогого гостя можем вскрыть и в двухлитровую бутылку налить.
— Не будем правила нарушать: давайте так!
Стоит такое удовольствие 10 лари (300 руб.), проще говоря, 60 руб. за литр добротного ркацители.
— А сколько выпивает грузин за застолье? — поинтересовался я у девушки-экскурсовода в старинных тоннелях-хранилищах, которые сейчас занимает винный завод Хареба.
— Примерно шесть литров.
— И что???
— Ничего, утром идет на работу.
Тут я даю волю читательской фантазии (но только не экспериментам), уже виртуально «примерив» эту ситуацию на себя.
Главные винные районы Грузии — Сванетия и Кахетия (где экипаж Mazda6 провел пару суток, наслаждаясь осенним умиротворением городка Кварели). Здесь надо обязательно сворачивать по указателям Wine Route и дегустировать самый божественный в мире напиток. Поверьте, пить самое лучшее вино, скажем, в элитном ресторане и на винодельне в Грузии — дистанция огромного размера. Мало еще какое удовольствие в мире сравнится с этим. Не так много их включено в список нематериального достояния ЮНЕСКО.
Офис «Корпорации Киндзмараули» в Кварели
Впрочем, фирменные магазины виноделен разбросаны по всей Грузии. Первый такой магазин мы встретили почти сразу после Военно-Грузинской дороги. Вино здесь продают в основном на разлив из огромных бочек: по 5 лари (150 руб.) за литр, и это оптимальная цена по соотношению цена/качество. Вино в бутылках стоит в среднем 10 лари (300 руб.), чача — виноградная водка 15 лари (450 руб.). Стоит попробовать для разнообразия и вино, которое продают бабушки на обочине — в большинстве случаев это то, что по-русски называется «бражка». Вреда точно не будет, а, может, кому-то даже понравится. Обязательный ритуал при покупке (вне зависимости от места) — дегустация, наливают щедро — граммов по 50 каждого сорта, а в любом магазине их не менее пяти.
Другая душевная «песня» — грузинская кухня. Сациви, хинкали, чахохбили, аджапсандали, чанахи — для посвященного эти слова звучат как песня, а для гурмана — молитва. И мой совет опытного путешественника — не ищите пафосные заведения. Смотрите невзрачные места, где тусуются местные. В Хашури на неприглядной площади автовокзала мы зашли в заведение дедушки Вано: за 12 лари (360 руб.) получили по две огромные порции такого харчо и настоящего кофе по-турецки, что вкус на языке ощущается даже при написании этих строк.
Чурчхела — старинное грузинское национальное лакомство, готовится из нанизанных на нитку орехов в загущенном мукой виноградном соке. Обязательный элемент новогодних застолий
Майами-бич на Батумском бульваре
Черноморское побережье Грузии — всего 100 км, но при этом здесь почти 5 тысяч видов цветов и прочих живописных растений. Красота и буйство природы! Как и везде на постсоветском Черном море, курортные поселки сменяют друг друга, профсоюзные здравницы отступают перед современными отелями. На беглый взгляд — благоустроенному краснодарскому побережью грузинское Причерноморье ничем не уступает, чего не скажешь, например, об абхазском береге.
Живут грузины небогато (вот и автодилерских центров почти нет, основной автопарк — мерседесы прошлого столетия), но счастливо. И самый радостный город — летняя столица, Батуми, который по замыслу Саакашвили должен был стать грузинским Майами.
Панорама Батуми открывается внезапно, сразу с вида на знаменитую набережную — Батумский бульвар, еще один любимый проект Саакашвили. Эстеты найдут здесь много общего с Майами-бич, те же будки спасателей просто один в один. Да и фланирующая беззаботная публика ничем не отличается от флоридской.
В глубине — Старый город, застроенный в соответствии с канонами европейской архитектуры второй половины 19 века вперемешку с роскошными казино и парками развлечений.
Традиционный экспресс-маршрут — от поющих фонтанов по набережной до подъемника на смотровую площадку, откуда открывается панорама этого жизнерадостного города.
Ну и мимо медленно двигающихся навстречу друг другу (и символично проходящих друг друга насквозь) вечных влюбленных Нино и Али никак не пройти.
Так встречаются братья
В Батуми состоялось знакомство с первым грузинским отельером. Цены на гостиничное жилье среднего класса в Грузии примерно одинаковые. Но если двух-трехзвездочный отель в непосредственной близости от центра города и основных достопримечательностей обойдется в 60-70 лари (около 2000 руб.) за благоустроенный двухместный номер, то во сколько оценить знаменитое грузинское гостеприимство? Грузинам удается то, что зачастую не получается у вышколенного персонала звездных мировых отелей — дать почувствовать, насколько им приятен ваш визит, вы сами, насколько огорчителен быстрый отъезд. Наверное, потому что они это не показывают, они искренне так думают.
Так, как русских любят в Грузии, их больше не любят нигде. «Дорогой, почему только сейчас приехал? Мы вас так давно ждали. Русские и грузины — всегда были и будут братья. Знай, что мы вас любим и передай всем своим друзьям в России. И никакие политики нас не поссорят. И обязательно возвращайся». Так мне сказал пожилой грузин Буба, хозяин гостевого дома в Тбилиси. Подобное приходилось слышать постоянно и по несколько раз в день. И самое главное в этих фразах — искренность и бескорыстие.
Луна? Марс? Татуин?
Батуми покорил и влюбил настолько, что захотелось провести здесь самые спокойные дни своей жизни. Впрочем, десяток спокойных дней настанет совсем скоро — курс на всероссийскую здравницу Анталью (точнее, расположенный в 120 км от нее город Аланью) с транзитной экскурсией в Каппадокию. Грузинско-турецкая граница расположена сразу за Батуми. И как тут не сделать «реверанс» в сторону российских сухопутных границ: почему-то въехать/выехать из России за два часа считается удачей, а вот во всех прочих местах это формальность, на которую тратится 10-15 мин. Правда, турецкий пограничник спросил о наличии доверенности (больше ею никто не интересовался), но к содержимому государевой бумаги интереса не проявил.
До Трабзона дорога идет по самому берегу Черного моря. Правда, черноморское побережье Турции выглядит скучновато, курортов нет, так, симпатичные городки. Перед самым Трабзоном навигатор повел нас в центр Турции: сначала исчезли города...
...потом поселки...
...потом люди, затем исчез асфальт...
...потом стала исчезать дорога.
Места вокруг были симпатичные, но уж слишком дикие.
Когда потом по картам в Интернет попытались восстановить путь, оказалось, что такой дороги нет вообще. Да ладно, Tom-Tom (картографическая основа GPS Mazda6) рулит!
Первыми живыми душами, которые встретились нам после трех часов турецкого безмолвия, было огромное стадо баранов под управлением импозантного молодого человека в белой рубашке, черных брюках и модных ботинках. Мужчина долго мне что-то выговаривал на турецком. Уже потом, дедуктивным методом, я понял, что он ругал меня, что я не сигналил баранам, которые в таком количестве могли затоптать нашу Mazda6.
После этого мы выбрались на нормальную турецкую дорогу и доехали до деревеньки Учхисар, одного из туристических центров Каппадокии.
Каппадокия — район с одним из самых необычных пейзажей на планете: хотите называйте его лунным, хотите марсианским, хотите татуинным, ошибки не будет. Какая-то волшебная земля с сотнями разбросанных тут и там пещер...
...словно застывшие воины, то тут, то там разбросаны огромные валуны...
...огромные крепости из песчаника, из которых, кажется, вот-вот выскочат огненные Марраны Урфина Джюса.
Вглядываясь во все эти немыслимые ландшафтные формы, понимаешь, откуда черпал свои безумные архитектурные идеи Антонио Гауди, что, собственно, и подтверждает путеводитель.
К сожалению, подобные места оккупированы мириадами «организованных» туристов. К счастью, есть заповедные тропы где можно гулять целый день, наслаждаясь пейзажем и одиночеством.
От побережья до побережья
От Каппадокии до Аланьи примерно 6 часов пути, одно из самых ярких впечатлений которого, когда после петляний по перевалам с высоты километра полтора открывается бесконечная гладь лазурного зеркала Средиземного моря. На дорогу от Черного моря до Средиземного через всю Турцию у нас ушло чуть более двух дней.
А дальше все просто: Mazda6 занимает место в переулке возле отеля, немало удивляя праздных туристов фактом своего присутствия в этом месте (особенно тех русских, кто понимает, что код региона номер 125 это Приморский край).
Ремарка для тех, кто любит сравнивать стоимость отдыха в России и Турции. 10 дней в твердой «четверке» по системе «ультра все включено» (для кого важно: алкоголь в баре до 6 утра) обошлись примерно в 32 тыс. руб. на двоих (заказ через международную систему бронирования). Комментировать эту цифру не буду.
Напоследок решили изучить средиземноморское побережье к востоку от Аланьи.
Место, практически неизвестное российским туристам, заполонившим 200 километров к западу — до Кемера. И если раньше я считал самыми красивыми дорогами мира по побережью Тихоокеанское шоссе №1 в Калифорнии и Великий океанский путь в Австралии, то сейчас отношу к этому почетному рейтингу живописный участок Аланья — Мерсин.
За каждым поворотом здесь открывается все более величественный пейзаж и захватывающая дух перспектива.
Сразу за Аланьей средиземноморская Турция, сбросив с себя все условности «инклюзивов», снова становится патриархальной, работящей, немноголюдной и с богатейшей историей страной.
Дорога петляет кромкой моря среди банановых плантаций, уютных городков и небольших отелей.
Пляжи прекрасны и пустынны — Турция, хоть и светское государство, но основная религия здесь ислам с присущими ему традициями скромности, поэтому пляжный отдых у местных жителей не очень популярен.
За каждым поворотом новый вид и очередной сюжет про древних воинов и библейских апостолов.
Бросив прощальный взгляд на Средиземное море в Мерсине, уходим в горы и в очередной раз поражаемся масштабности дорожного строительства — вгрызаясь на километры вглубь в горные хребты, современные магистрали делают перепады высот практически незаметными. Километровые тоннели и выемки в породе высотой в сотни метров — да это какой-то «турецкий БАМ». Высоту отмечаешь только по термометру бортового компьютера: +32°С, +20°С, +13°С, +2°С — сама дорога практически прямая. За перевалом — разноцветные степи. И снова в горы. Ночуем в Эрзуруме (минус 2, а 12 часов назад в Аланье было за 30). Потом еще выше, и мы опять на грузинской границе, только теперь на переходе Пафос-Вале.
Последние километры по Турции не обошлись без приключений. Бензин здесь один из самых дорогих в мире. Литр 95-го в Турции обходится в 110 руб, в Грузии в два раза дешевле — 55 руб. Казалось, до первого грузинского села дотянем, но километров за 10 до границы уровень топлива упал до нуля. И тут чудо — чахленькая, то ли работающая, то ли нет, заправка. Человек есть, уже хорошо. Но тут вторая проблема — к этому моменту мы уже избавились от турецких лир. Примут ли здесь банковскую карту? Стали пробовать. Эксперимент продолжался мучительно долго — минут 10 картоприемник не подавал признаков жизни, но все же где-то там далеко, в хитросплетении оптоволокна и серверов, нас «распознали», и музейная колонка выдала порцию спасающей от водительского позора горючей жидкости.
Словно в компенсацию за перенесенные нравственные страдания буквально за следующим поворотом нам открылись потрясающие виды приграничной турецко-грузинской осени.
Самый Теплый источник
Морозные и туманные перевалы, извилистые дороги остались позади, воздух наполнился теплым медом покоя и любви. Мы снова в Грузии. А спустя три часа и в Тбилиси. «Теплый источник» — так переводится на русский название столицы Грузии, название точнее придумать сложно.
Mazda6 удачно припарковалась на улочках старого Тбилиси
Грузинское гостеприимство в Тбилиси достигает своей высшей точки. Едва заметив интерес, тбилисцы показывают лучшую дорогу, самый вкусный ресторан. О своем городе они могут рассказывать бесконечно и очень просят рассказать о нем остальным. Чтобы приезжали, потому что их здесь ждут.
Тбилиси — это город, который надо не просто смотреть, его атмосферу надо пить и наслаждаться каждой улицей, кварталом, строением: будь то набережная Куры, кварталы Старого города или футуристичный Мост Мира.
После Тбилиси — экспресс-бросок в Кахетию, умиротворенный городок Кварели, с потрясающими осенними пейзажами по дороге.
А уж из Кварели берем курс на Москву, обходим стороной Тбилиси, эмоций на повторное созерцание красот Военно-Грузинской дороги уже нет. Традиционная очередь на пограничном посту в Верхнем Ларсе. Остановка по делам в Невинномысске и Краснодаре. В 8 утра берем курс из Краснодара на Москву и через 1350 км и 18 часов, глубокой ночью, финишируем в российской столице. А на следующий день на площади Белорусского вокзала четырехмесячная акция «Mazda6 отправляется из Сибири делать ЮгМоторШоу и в награду получает отпуск» завершается — машину забирает журналист Drom.ru Алексей Степанов.
С Mazda6 мы начали совместный путь 19 июня в пригороде Новосибирска и через 129 дней и 24 171 км закончили его в центре Москвы. Возможно, это были лучшие дни и для нашей команды, и для этой изящной машины с гордым брендом Drom.ru на бортах.
Ефим Незванный, фото автора
Другие записи блога
Комментарии
Правда ресурс наверное своими издевательствами снизили...
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
Видимо такой у них план :-)
Skoda Octavia 1Z CDAB DSG Окташа
Skoda Rapid NH CZCA DSG Рапидос
в грузию надо ехать - это точно
аltezzo.gita jce15'03.2jzge.4wd L-ed HYBRiD
nissan serena c27'17 rider autech
Мазда молодец.
И, эта, авфтор, завязывайте по 20 тыщ на одном масле гонять
Если не секрет, что за система бронирования?
"No plan is the best plan!" © Bud Moseley
Прямо захотелось самому по вашим следам проехать.
Блин, жалко что далеко - жалко половину отпуска на дорогу тратить.
На багажнике поломки написали? Где посмотреть?
Мазда молодцы!
Второе место по надежности во всем мире после лексуса на 2015 год!
А немцы тоже молодцы первые места с КОНЦА!
Как владелец новой Мазда 3 внесу пару добавлений.
1. "Клавиши открытия лючка бензобака и капота расположены в «слепой» зоне под рулевой колонкой по соседству друг с другом. И если на заправке вначале «дернуть» не ту клавишу..." В общем то эти клавиши сложно перепутать пусть они и рядом находятся , кнопка бензобака открывается легко , а кнопка капота с усилием и до громкого щелчка открывания замка капота , так что сразу понятно что открылся капот, а не лючок бензобака.
2. " Но километров за 10 до границы уровень топлива упал до нуля... " . Когда показывает ноль , то в бензобаке все равно есть литр другой бензина и запаса хода хватит минимум еще километров на 20, хотя до такого состояния конечно лучше не доводить, дабы потом не менять бензонасос. Некоторые индивидумы проезжали на трешках (двиг. скайактив) с горящем нулем и 50км, после чего машина вставала.
Про "ноль" — это больше образ. На самом деле индикатор запаса хода показывал километров 40, но впереди был перевал и не совсем понятное расстояние до границы (10-20-30 км?). Плюс на границе могла быть очередь. Поэтому и решено было заправляться, даже если бы пришлось вернуться чуть назад.
С другой стороны (из-за пробуксовки в лесу) однажды пришлось ехать на "чистом нуле" более 50 км до ближайшей АЗС, но после заправки выяснилось, что в баке еще было около трех литров.
Про степень сжатия - не понимаю, почему многие удивляются степенью сжатия 16 к 1, почитайте суть технологии скайэктив и сразу станет понятно, что это маркетинговый ход, а реальная степень сжатия не выше 11 к 1. Просто часть времени в момент сжатия впускные клапана остаются открытыми и часть смеси выталкивается назад во впуск, тем самым обеспечивая лучшее перемешивание.
Skoda Octavia 1Z CDAB DSG Окташа
Skoda Rapid NH CZCA DSG Рапидос
то, что их нищета гарантирована.
(c) Наутилус
Как владелец новой Мазда 3 внесу пару добавлений.
1. "Клавиши открытия лючка бензобака и капота расположены в «слепой» зоне под рулевой колонкой по соседству друг с другом. И если на заправке вначале «дернуть» не ту клавишу..." В общем то эти клавиши сложно перепутать пусть они и рядом находятся , кнопка бензобака открывается легко , а кнопка капота с усилием и до громкого щелчка открывания замка капота , так что сразу понятно что открылся капот, а не лючок бензобака.
2. " Но километров за 10 до границы уровень топлива упал до нуля... " . Когда показывает ноль , то в бензобаке все равно есть литр другой бензина и запаса хода хватит минимум еще километров на 20, хотя до такого состояния конечно лучше не доводить, дабы потом не менять бензонасос. Некоторые индивидумы проезжали на трешках (двиг. скайактив) с горящем нулем и 50км, после чего машина вставала.
очевидно в следующем году очередь в
Верхнем Ларсе будет в два раза длиннее.
P.S. Но оно того стОит!!
очевидно в следующем году очередь в
Верхнем Ларсе будет в два раза длиннее.
P.S. Но оно того стОит!!
у самого 2.5 М6 - масло правда через 7-8 ткм, бензин 95+/98. 32 ткм - только положительные эмоции.
"Неудивительно, ведь все лето автомобиль эксплуатировался при температурах далеко за +30°С, зачастую простаивая в краснодарских пробках часами. Уровень моторного масла почти достиг отметки «Min», так как заливалось оно более 20 тыс. км. назад."
Печально... Вот что значит "Машина общественная". Мне одному кажется, что это называется "Здравствуйте закоксованные маслосъемные кольца и масложор"?
Интересно что этим летом проехал на своём Аутбеке и по Крымским и по Кавказским серпантинам, но никакого дискомфорта, а тем более боли в мышцах не испытывал. Неужели у Мазды настолько тяжёлый руль?
2 Акб у Мазды в таком состоянии это почти норма, есть такая особенность у именно этих моделей акб при интенсивном использовании, причина причина именно этих акт изза системы I stop, выход только протирать.
Отличный отчёт, захотел в Грузию
а нам. как гостям, и не стоит.
P.S. И к Саакашвили отношение у многих разное, но лично я, зная
Грузию советского и постсоветского периода.... просто горжусь
вместе с Грузией, какой она стала.(полиция).
Таможенное оформление - гарантия лучшей цены
А в Грузии да, нечто большее. Такое ощущение, что любовь к русским как нации у них заложена на генетическом уровне.
А в Грузии да, нечто большее. Такое ощущение, что любовь к русским как нации у них заложена на генетическом уровне.
А в Грузии да, нечто большее. Такое ощущение, что любовь к русским как нации у них заложена на генетическом уровне.
А любовь к русским есть, пока у русских есть что потратить в Турции, удивительным образом любая любовь растворяется когда русские попадают в очередную "опу". Не питайте иллюзий..несмотря на факт, что все люди, в принципе своем - одинаковы и являются частью обшего бытья , они в тоже время..настолько разны в связи с местечковой ментальностью, т.е. местным "умом"., а не разумом.
А любовь к русским есть, пока у русских есть что потратить в Турции, удивительным образом любая любовь растворяется когда русские попадают в очередную "опу". Не питайте иллюзий..несмотря на факт, что все люди, в принципе своем - одинаковы и являются частью обшего бытья , они в тоже время..настолько разны в связи с местечковой ментальностью, т.е. местным "умом"., а не разумом.
Сам был на авто в Стамбуле,дальше в Турцию решили не углубляться - после Стамбула дернули через Румынию и Молдавию на Украину....
Теперь тоже хочу через Грузию(а она мне ооочень понравилась однажды) рвануть в Турцию,а выехать - снова через Стамбул)
Зря в комментариях ругаете за просроченное ТО и работавший сутками на холостых двигатель. Ведь именно так и выясняется надежность авто. Проехать от ТО до ТО скрупулезно соблюдая все требования руководства и я могу (вернее так и делаю), и написать "Сделали ТО, ничего не сломалось". Интересно чтоли?
А вот прочитав что авто на холостом работало несколько суток на жаре и ничего не случилось уже полезная информация. Я например больше не буду переживать, когда летом придется пару часов на жаре с включенным кондёром постоять.
Машины на дроме должны гонять в хвост и в гриву и правильно делают.
2 509 759 р.
7,95 р. на 1 км
9,27 л на 100 км
Mazda 6 — новый автомобиль бизнес-класса, который был представлен в августе 2012 года в Москве. Его сборкой в России занимается владивостокский завод компании «Соллерс». Машина в комплектации Supreme была куплена редакцией Дром.ру на независимый долгосрочный потребительский тест-драйв в конце июля 2013 года у официального дилера.
В нашем автомобиле установлен 2,5 литровый двигатель, работающий в паре с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Мощность мотора составляет 192 л.с.
В этом блоге мы максимально подробно рассказываем об особенностях повседневной эксплуатации Mazda 6 глазами рядового автолюбителя.
Примечание. Каждый пост в блоге отражает мнение конкретного человека, эксплуатирующего автомобиль в тот или иной момент времени, и может не совпадать с мнением редакции в целом. Именно за счет множества мнений разных людей мы пытаемся получить общую взвешенную картину.
Особо обращаем ваше внимание, что это не PR-проект компании Mazda. Drom.ru купил этот автомобиль за свои деньги и эксплуатирует его как хочет, без оглядки на мнение, рекомендации и пожелания производителя.